Заместитель председателя Правительства - Руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко и министр финансов Антон Силуанов приняли участие в праздничной коллегии ФНС России

Дата публикации: 22.11.2021 21:00

«Платить налоги становится удобнее с каждым годом. Благодаря внедрению цифры Налоговая служба успешно развивает электронные сервисы, которых уже больше 60», - заявил заместитель председателя Правительства - руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко, выступая на праздничной коллегии налоговых органов.

Он добавил, что создание удобного и незаметного государства для граждан и бизнеса является одной из главных стратегических задач Правительства. Для системной работы в этом направлении разработан проект «Клиентоцентричное государство». Планируется, что Федеральная налоговая служба станет одной из якорных площадок по его реализации.

«Во-первых, у Службы полный охват «клиентов» - это все граждане – 157 млн, 3,6 млн индивидуальных предпринимателей, 3,3 млн юридических лиц. Во-вторых, ФНС взаимодействует практически со всеми органами государственной власти – это большой опыт «культуры внутреннего клиента». В-третьих, по многим направлениям у Службы уже накоплен богатый инструментарий для создания продукта «под клиента»: это и лаборатории пользовательского тестирования, и каналы обратной связи, и мониторинг качества услуг», - подчеркнул Дмитрий Григоренко.

Министр финансов России Антон Силуанов поздравил налоговиков с профессиональным праздником и высоко оценил вклад Службы не только в экономику страны, но и в улучшение предпринимательского климата, а также в работу Правительства РФ в рамках борьбы с коронавирусом.

«Налоговая служба - это не только администратор, как многие по привычке считают, это служба, которая формирует финансовую и экономическую политику. За последнее время мы создали серьезную цифровую платформу, которая позволяет автоматизировать сбор и анализ данных по налоговым расходам. Это очень важно, когда мы формируем предложения по стимулированию тех или иных направлений бизнеса через предоставление налоговых льгот, преференций, режимов. Данные Налоговой службы нам очень помогают в принятии управленческих решений», - подчеркнул министр финансов.

Антон Силуанов также отметил проекты ФНС по упрощению взаимодействия с бизнесом и гражданами. Речь идет об автоматическом получении налоговых вычетов и создании нового налогового режима для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. АСН-онлайн освободит от налогового учета и отменит сдачу 10 форм отчетности для этой категории налогоплательщиков. Эксперимент планируется запустить во второй половине следующего года в четырех регионах: в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

Один из ключевых проектов ФНС – это ЕГР ЗАГС, на базе которого создается единый реестр населения. Этот ресурс уже сейчас позволяет оказывать социальную помощь гражданам проактивно.

«Мы оказываем меры поддержки без заявлений на основании информации баз данных. Сейчас находится на финальной стадии проект по созданию единого реестра населения. С учетом этого проекта мы сможем реализовать систему социального казначейства, над которой мы работаем вместе с Минтруда и ПФР. База налоговой службы является ключевой для формирования реестра населения, по которому мы можем и будем оказывать меры государственной поддержки», - добавил Антон Силуанов.

Глава ФНС России Даниил Егоров, подводя итоги работы налоговых органов за 10 месяцев, отметил высокие темпы поступлений во все уровни бюджетов. Так, в консолидированный бюджет РФ поступило 23,2 трлн рублей, что на 37%, или 6,2 трлн рублей, больше аналогичного периода прошлого года. В федеральный бюджет поступило 13 трлн рублей (+47%, или 4 трлн рублей), в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 10 трлн рублей (+26%, или 2 трлн рублей). Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование выросли на 12,3%, или 0,7 трлн рублей, и составили 6,4 трлн рублей.

Даниил Егоров отметил, что на рост поступлений повлияла не только мировая конъюнктура цен на энергоносители, но и качество налогового администрирования, а также снижение административной нагрузки и создание комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков.

Количество выездных проверок сократилось за два года на четверть (5,4 тыс. ВНП за девять месяцев 2021 года к 7,2 тыс. ВНП за девять месяцев 2019 года), количество рассмотренных судами дел снизилось до 4,8 тыс. дел (-2,8%). При этом в пользу бюджета рассматривается 74,1% дел (+8,6 п.п. к январю-сентябрю 2020 года), а сумма рассмотренных требований в пользу бюджета выросла на 6,9% (+4,5 млрд рублей).

В 2021 году в России полностью завершен переход на онлайн-кассы. Всего зарегистрировано 3,7 млн касс. В феврале был запущен отраслевой проект по контролю кассовой дисциплины на розничных рынках. В результате, прирост количества зарегистрированной ККТ составил 98,6% сейчас это 160,7 тыс. онлайн-касс, а рост выручки, прошедшей через ККТ, составил 135% на конец октября 2021 года – это 35,3 млрд рублей.

Говоря о технологиях в налоговом администрировании, Даниил Егоров напомнил, что в 2021 году механизмы предоставления имущественных и инвестиционных вычетов по НДФЛ значительно упрощены для налогоплательщиков. Без подтверждающих документов, без заполнения деклараций и максимум за 1,5 месяца граждане получают свои деньги из бюджета.

«Мы до 2024 года всю линейку вычетов автоматизируем для того, чтобы людям не нужно было ни заполнять декларации, ни собирать документы и сдавать их в инспекции, чтобы эти вычеты подтверждать. В итоге мы должны выйти на цифру, если мы говорим о сегодняшних показателях, то этой системой сможет воспользоваться более 7 млн человек с суммой вычетов более 260 млрд рублей», - добавил Даниил Егоров.

В завершение своего доклада он остановился на участии ФНС в проекте «Клиентоцентричное государство». По его словам, реализация подходов клиентоцентричного государственного управления невозможна без комплексного формирования новых профессиональных компетенций у госслужащих, изменения принципов и подходов к взаимодействию с гражданином.

«Наша задача - способствовать адаптации служащих к новому курсу государства, чтобы они понимали смысл и ценности этого направления, имели внутреннюю мотивацию и настрой реализовывать клиентоцентричные модели, умели думать так, чтобы клиентоцентричность воплощалась: как упростить процессы, как сделать систему понятнее, дружелюбнее. Уже сейчас в ФНС появляются подразделения, которые отвечают за внутренних сотрудников, их организационное развитие, развитие коммуникаций и новых компетенций», - пояснил Даниил Егоров.