Решения по жалобам

Дата публикации: 15.01.2020

Дата решения: 25.11.2019

Номер решения: СА-4-9/23931@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 88 НК РФ, Статья 203.1 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Неправомерность одновременного начисления процентов в соответствии с пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ и пени в соответствии со статьей 75 НК РФ на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы акциза 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Из положений статьи 75 Кодекса, абзаца 4 пункта 8 статьи 101 Кодекса следует, что, если имеется факт неправомерного возмещения из бюджета суммы налога, данная сумма налога приравнивается к недоимке, соответственно, на указанную сумму правомерно начислять пени вне зависимости от применения иных мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. 

Позиция налогоплательщика: Общество отмечает, что при излишнем возмещении налогоплательщику из бюджета в заявительном порядке акциза на нефтяное сырье пунктом 14 статьи 203.1 Кодекса предусмотрено только начисление процентов на излишне возмещенные суммы, а не пени на основании статьи 75 Кодекса.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно материалам апелляционной жалобы решением от 22.07.2019 № 4 решение Межрегиональной инспекции от 21.02.2019 № 22 о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы 640 567 рублей отменено.

Решением Обществу доначислен акциз в сумме 640 567 рублей, начислены пени в размере 9 928,79 рублей, а также предложено уплатить начисленные на указанную сумму проценты в порядке, установленном пунктом 14 статьи 203.1 Кодекса, в размере 23 937 рублей.

Межрегиональная инспекция в Решении указывает, что из положений статьи 75 Кодекса, абзаца 4 пункта 8 статьи 101 Кодекса следует, что, если имеется факт неправомерного возмещения из бюджета суммы налога, данная сумма налога приравнивается к недоимке, соответственно, на указанную сумму правомерно начислять пени вне зависимости от применения иных мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Вместе с тем, Федеральная налоговая служба считает, что Межрегиональной инспекцией не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203.1 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) указанным категориям налогоплательщиков.

Согласно пункту 8 статьи 203.1 Кодекса обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

На основании пункта 12 статьи 203.1 Кодекса в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 203.1 Кодекса, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 11 статьи 203.1 Кодекса, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

Пунктом 14 статьи 203.1 Кодекса предусмотрено, что одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 12 статьи 203.1 Кодекса, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 7 статьи 203.1 Кодекса (в случае их уплаты) в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме возмещенного налога. На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, - в случае зачета суммы налога.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Федеральная налоговая служба считает, что проценты, начисленные в соответствии с пунктом 14 статьи 203.1 Кодекса на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы акциза, носят компенсационный характер аналогичный начислению пени. Следовательно, одновременное начисление пеней и процентов приводит к двойной компенсации потерь бюджета.

Таким образом, начисление Межрегиональной инспекцией Обществу пени в размере 9 928,79 рублей является необоснованным и не соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение Межрегиональной инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени.

В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет решение Межрегиональной инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России