Дата публикации: 12.10.2020 10:18 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В соответствии с абзацем 18 статьи 2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ от 26.10.2002 (Закон о банкротстве) под мировым соглашением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Таким образом, мировое соглашение в деле о банкротстве позволяет разрешить сложившуюся ситуацию по устранению признаков банкротства по согласию участников дела, то есть кредиторов, должника и уполномоченного органа.
Основная задача мирового соглашения – восстановление платежеспособности компании-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.
Наиболее актуально развитие института мирового соглашения в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), особенно в ситуации, когда несостоятельность должника вызвана невозможностью своевременного исполнения своей обязанности по уплате обязательных платежей.
В связи с чем, заключение мирового соглашения способствует сохранению экономики страны.
Основные условия заключения мирового соглашения с уполномоченным органом закреплены в подпункте «в» пункта 1 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219 (Приказ № 219) и предусматривают:.
- полное погашение требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом;
- третьим лицом предоставлено обеспечение исполнения должником условий мирового соглашения по погашению требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в виде залога имущества такого лица, поручительства либо банковской гарантии, соответствующее требованиям к обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и соборов, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проект мирового соглашения также должен предусматривать:
- пропорциональную оплату процентов, начисляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Закона о банкротстве в течение года ежемесячно, равными долями в соответствии графиком погашения задолженности;
- обязанность должника безусловно и в сроки, предусмотренные действующим законодательством, исчислять и уплачивать текущие платежи.
Из пункта 1 статьи 156 Закона о банкротстве следует, что мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Сроки и порядок уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, условиями мирового соглашения могут быть изменены. В то же время условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям этого законодательства.
Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога регулируются статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой изменение срока уплаты (отсрочка или рассрочка) федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов допускается на срок до трех лет, остальных налогов - на срок, не превышающий одного года соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Мировое соглашение в обязательном порядке должно содержать согласованные сторонами сведения о его условиях, которые должны быть четкими, ясными и определенными, о размере и о сроках исполнения обязательств одной стороной перед другой (часть 2 статьи 140 АПК РФ) с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении.
По вопросам заключения мирового соглашения следует обращаться в Управление ФНС России по Приморскому краю, и заблаговременно до даты судебного заседания по рассмотрению заявления о признании банкротом предоставлять следующие документы:
- проект мирового соглашения, подготовленного с учетом вышеуказанных требований;
- проект графика погашения задолженности с разбивкой по налогам;
- расчет процентов, начисляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве);
- обеспечение исполнения условий мирового соглашения (проект договора залога), поручительства;
- отчет о стоимости имущества, предлагаемого в залог.
Последствием заключения мирового соглашения будет являться его утверждение арбитражным судом и прекращение производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение направлено на сохранение должника как действующего юридического лица, сохранение его трудового коллектива, на продолжение производственно-хозяйственной деятельности, позволяющей принять меры к погашению задолженности перед его кредиторами и уполномоченным органом, чего не может быть достигнуто в случае открытия конкурсного производства.
При заключении мирового соглашения прекращается действие всех мер принудительного взыскания, принятых в отношении денежных средств и имущества должника, на сумму задолженности, включенную в мировое соглашение.
Таким образом, заключение мирового соглашения с уполномоченным органом и погашение имеющейся задолженности в течение года является наиболее предпочтительным способом урегулирования задолженности в установленные законодательством сроки.