ENG

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

Новый закон

^К началу страницы

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:
  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения

^К началу страницы

Основные положения предлагаемой системы – это:
  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Форум

^К началу страницы

Перейти Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники

Информация ниже зависит от вашего региона (16 Республика Татарстан)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Получить необходимую информацию о новом порядке применения контрольно-кассовой техники налогоплательщики могут у  заместителя начальника  контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Андрея Александровича Алешина по телефону +7 (843) 235-13-08

Список ответственных лиц в территориальных органах ФНС России по Республике Татарстан  за информирование налогоплательщиков о новом порядке применения ККТ в рамках консультирования по телефону
Наименование инспекции ФИО ответственного сотрудника Должность Контактный телефон
Межрайонная ИФНС России № 3
по Республике Татарстанн
БиккениевИльшат
Тахирович
начальник отдела оперативного контроля +7 (843) 519-21-28
Межрайонная ИФНС России № 4
по Республике Татарстан

Михайлов Андрей
Александрович

начальник отдела оперативного контроля +7 (843) 229-20-12   
Межрайонная ИФНС России № 5
по Республике Татарстан 
Завалишин Арсентий Владимирович заместитель начальника отдела
оперативного контроля
+7 (843) 513-04-82
Межрайонная ИФНС России № 6
по Республике Татарстан
Шигапова Алсу Фаридовна
начальник отдела оперативного контроля
+7 (843) 274-33-54
Межрайонная ИФНС России № 8
по Республике Татарстан
Маврин Сергей
 Александрович
государственный налоговый инспектор
отдела выездных проверок
+7 (84371) 2-00-88
Межрайонная ИФНС России № 9
по Республике Татарстан

Савельев Александр Евгеньевич

главный государственный налоговый инспектор
отдела камеральных  проверок № 4
+7(85551)9-31-61
Межрайонная ИФНС России № 10
по Республике Татарстан
Нигматуллин Рамиль Рифхатовичглавный государственный налоговый инспектор
отдела выездных проверок
+7(84368) 2-34-59
Межрайонная ИФНС России № 11
по Республике Татарстан
Хабибуллин Рустем
Васимович
главный государственный налоговый инспектор
отдела оперативного контроля
+7(8555) 49-35-30
Межрайонная ИФНС России № 12
по Республике Татарстан
Наумов Сергей
Петрович
главный государственный налоговый инспектор
отдела выездных проверок
+7 (84342) 9-36-28
Межрайонная ИФНС России № 14
по Республике Татарстан
Билаева Гульнара
Гаязовна
старший государственный налоговый инспектор
отдела оперативного контроля
+7(843) 235-08-30
Межрайонная ИФНС России № 16
по Республике Татарстан

Журавлёва Зульфия Ренатовна

старший государственный налоговый инспектор
отдела оперативного контроля
+7(5533) 2-21-24
ИФНС России по г.Набережные Челны РТ

Аминова Илюза Ильшатовна

старший государственный налоговый инспектор
отдела оперативного контроля
+7 (8552) 30-46-03
ИФНС России по Московскому районй г.Казани

Хисамутдинов Рафис Вагизович

главный государственный налоговый инспектор
отдела оперативного контроля

+7 (843) 519-20-75